Концепция Воспитательной Деятельности

ГАПОУ ПО «КУЗНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

скачать

kontseptsiya-vospitatelnoj-deyatelnosti

 

специалистов среднего звена для отраслей экономики и социальной сферы современной России, постоянно изменяется под воздействием большого числа факторов, как внутренних, так и внешних.

К основным внешним факторам могут быть отнесены:

— общая социально—экономической ситуация в России (снижение жизненного уровня большинства населения, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной среде пивного алкоголизма, правонарушений, межнациональной напряженности),

— социально-психологические особенности выпускников школ, поступающих в колледж.

К внутренним факторам:

— уровень подготовленности педагогического коллектива к ведению воспитательной работы,

— уровень влияния семьи, уровень развития у студентов навыков самореализации.

Эти факторы стали основой различны тенденций воспитательной деятельности в колледже. Анализ практики воспитательной работы за прошедший период (2011 — 2016 гг) и результат социологического опроса позволили выявить следующее:

  1. Вследствие общей неблагополучной социально-экономической ситуации в России на первый план для студентов выходят проблемы материального благополучия и предстоящего трудоустройства. Это порождает тенденции формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, администрация предлагает своим абитуриентам и студентам не только наиболее перспективные специальности, востребованные специализации и программы дополнительной подготовки, но и стимулирует участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях; организует социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров с нанимателем. Формирование у выпускника позиции активного «игрока» на рынке труда является одной из основных тенденций воспитательной деятельности в ГАПОУ ПO «ККЭТ».
  2. Стремление педагогов перевести процесс воспитания студентов в плоскость их самовоспитания и саморегуляции. Педагогический коллектив работает над созданием механизма (системы условий) развития способностей студента к самоопределению, саморазвитию, самореализации. Студенты в качестве основных направлений самовоспитания и саморазвития выбирают информационную культуру, правовое сознание, коммуникативность, экономическое сознание и физическое развитие. Вместе с тем, уровень внешней мотивации к достижению поставленных целей у студентов недостаточен.
  3. Расширение спектра воздействия воспитательной деятельности. Использование Интернет- ресурсов и современных компьютерных технологий, видео- и аудиопродукции, печатной продукции расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того н<е события. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия; иметь и отстаивать собственную точку зрения.
  4. Повышения роли студенческого самоуправления в организации воспитательного процесса, что является одним из факторов социализации студенческой молодежи, важнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи.

Негативные тенденции:

  1. Несовпадение между желанием студентов быть активными субъектами воспитательной деятельности и их готовностью участвовать в процессе самоуправления при повышении его роли в колледже.
  2. Резко уменьшилась доступность культурных центров, музеев, выставок, театров, поездок по историческим местам. Сегодня можно констатировать, что имеет место тенденция сворачивания отдельных форм воспитательной деятельности, требующих значительных материальных вложений.

Настоящая Концепция воспитания признает необходимым целостное развитие личности и создание условий для самоопределения, саморазвития и самовоспитания. При этом в качестве условий успешного воспитательного процесса считает необходимым создание здоровьесберегающего, социокультурного воспитательного пространства, эффективную организацию социальной сферы для развития личностного и социально-ролевого общения, осуществление деятельностного сотрудничества в коллективе, формирование коммуникативной и информационной культуры, правового сознания, навыков осуществления предпринимательской деятельности.

Все вышесказанное возможно благодаря системному подходу к воспитанию, т.е. взаимосвязи всех элементов воспитательной системы в ГАПОУ ПО «ККЭТ» (цели, задачи, принципы, содержание и основные направления воспитания, средства. формы и методы их реализации; оценка эффективности воспитательной работы; ожидаемый результат (прогноз).

Цели и задачи воспитательной деятельности

 Цель:

создание здоровьесберегающего социокультурного воспитательного пространства, обеспечивающего условия для целостного развития личности, ее самоопределения, самосовершенствования и самовоспитания.

В ходе воспитательной работы необходимо сформировать у специалистов среднего звена профессиональные и личностные качества, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельности принимаемых решений, приобретений новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Задачи:

проведение научно-обоснованной управленческой и организационной деятельности по созданию здоровьесберегающего, социокультурного образовательного пространства;

развитие воспитательной среды и воспитательных систем, обеспечение их вариативности;

— обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для внедрения современных механизмов воспитания и его приоритетов в колледже, этапах планирования, реализации и подведения итогов.

Система воспитания призвана ориентировать студентов на конкретную профессиональную деятельность и приобретение многофункциональных умений, способных обеспечить профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Принципы воспитательной работы

Осуществление воспитательной деятельности в колледже определяется следующими основными принципами:

  1. Принцип целостности образования, т. е. воспитание и обучение являются взаимодействующими компонентами в единой системе — образование. Методологической основой Концепции выступает философия целостности личности, что предполагает не только профессиональное становление будущего специалиста, но и развитие его личностных качеств, формирование у него важнейших компонентов духовной культуры.
  2. Принцип преемственности — воспитательная деятельность осуществляется на предшествующих уровнях непрерывного образования, с учетом изменившихся возрастных и социально-психологических особенностей студентов.
  3. Принцип перспективности — воспитательная работа нацелена на достижение результата, значимого как для личности студента, так и для коллектива в целом.
  4. Принцип вариативности воспитании — диверсификация воспитательных программ, а также форм административного и общественного управления, социального партнёрства.
  5. Принцип гуманизации воспитания предполагает доброжелательное, терпимое отношение к студенту, уважение его мнения, доброту и понимание.
  6. Принцип культурологизации воспитания — образование должно открывать студенту дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной культуры. Принцип требует приобщения человека к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом; к культуре бытовой, физической, производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, нравственной, материальной. Содержание, методы и формы образования будут культуросообразными только в том случае, если отражают культурные ценности, присущие не только российскому этносу, но и социуму города и деревни, различным его социальным группам, и учитывают исторически сложившиеся в них традиции образования. Данный принцип обеспечивает режим наибольшего благоприятствования приобщению студентов к культуре, формированию эстетического вкуса, иммунитета к низкопробной духовной продукции.
  1. Принцип эффективности социального взаимодействия — согласование действий всех субъектов образовательного пространства для формирования и проведения единой воспитательной политики. Данный принцип требует постоянного «равновесия» с окру-жающими, т. Е. учет динамики изменений в обществе.
  2. Принцип системного подхода предполагает такую организацию деятельности, которая способствует всестороннему развитию личностных качеств студента. Только через системный подход к организации воспитательной работы возможно обеспечение целостности становления личности студента. Этот принцип утверждает, что невозможно развитие только одного элемента системы — воспитание всегда комплексно.
  3. Принцип деятельностного подхода — студенты не готовятся к будущей жизни, а уже живут реальной жизнью, интересной, отвечающей их потребностям и особенностям. Данный принцип предусматривает социальную адаптацию студентов, развитие их мобильности и конкурентоспособности.
  4. Принцип личностного подхода — признание личности студента высшей ценностью, умение влиять на его развитие без попыток переделать его по заданному образцу, учет индивидуальных особенностей личности. Личностноориентированное воспитание дает возможность максимально приблизить образование к личности студента, способствует становлению духовно-нравственных ценностей.
  5. Принцип дифференциации воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций подростков и взрослых в воспитательном процессе, учёт этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, в которых находится студент.
  6. Принцип регионализации воспитания — воспитание с учетом местных традиций и особенностей региона.

В процессе воспитания данные принципы реализуются в комплексе. Реализация принципов воспитательной деятельности обеспечивается путем:

— участия абитуриентов, студентов, выпускников, студенческих объединений в формировании и реализации воспитательной деятельности;

— соблюдения прав и законных интересов абитуриентов, студентов, выпускников в различных направлениях воспитательной деятельности;

— осуществления финансовой и иной поддержки студентов, студенческих семей;

— осуществления координации деятельности структур, принимающих непосредственное участие в воспитательной работе;

— осуществления поддержки органов студенческого самоуправления в проведении мероприятий по реализации воспитательной деятельности.

Механизмы и технологии реализации воспитательной деятельности

Реализация настоящей Концепции воспитательной деятельности предполагает:

— объединение усилий студентов и преподавателей, направленных на выработку единых подходов к формированию воспитательной деятельности с целью сохранения инновационного, культурного и социально-экономического потенциала студенческой молодежи;

— разработку программы действий по достижению конкретных результатов в рамках основных задач Концепции, включающих сроки реализации, исполнителей и другое;

— обеспечение учета интересов студентов в программах социально-экономического развития колледжа;

— определение источников финансирования реализации основных положений Концепции (как бюджетных, так и внебюджетных средств).

Механизмы и технологии реализации воспитательной деятельности представляют собой несколько основных блоков:

— программный механизм: разработка программ и подпрограмм в области воспитательной деятельности.

— информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых проблем студенческой молодежи, организация информационно-просветительской деятельности через средства массовой информации.

— организационный механизм: системное управление воспитательной деятельностью.

экономический механизм: система финансирования воспитательной деятельности, в том числе внебюджетного финансирования.

Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации воспитательной деятельности. Для обеспечения последовательности выполнения положений Концепции, работа по ее реализации будет выполняться в два этапа.

На первом этапе (2016 — 2017г.г.) предполагается:

— разработка основных стратегических направлений воспитательной деятельности в колледже на долгосрочную перспективу, включающих планы действийпо реализации Концепции;

— разработка целевых программ по проведению воспитательной деятельности, включающих конкретные мероприятия, направленные на обеспечение развития воспитательной системы.

На втором этапе (2018-2020г.г.) предполагается:

— реализация целевых программ по проведению воспитательной деятельности, направленных на обеспечение стратегии развития колледжа;

— оценка результатов выполнения целевых программ и реализации планов действий;

— мониторинг студенческой среды и внесение корректировок в реализуемые целевые программы;

— разработка дополнительных программных документов, направленных на повышение эффективности воспитательной деятельности.

Воспитание — сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия студентов и педагогического коллектива.

Основные направления
по созданию здоровьесберегающего,
 социокультурного образовательного пространства

 В связи с поставленными целями и задачами в ходе воспитательной работы необходимо:

  1. Обеспечить сплочение и развитие единого воспитательного коллектива и гуманистического характера отношений в процессе воспитания.
  2. Совершенствовать и расширять формы, приемы и методы воспитательной деятельности.
  3. Совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности студентов.
  4. Совершенствовать программно-методическое обеспечение, технологию организации, критериев оценки результативности воспитательной работы.

Исходя из этого, основными направлениями воспитательной работы признаются следующие:

 

— Организация, управление и кадровое обеспечение воспитательной деятельности.

Цели:

  1. Формирование эффективной системы управления воспитательной деятельностью.
  2. Развитие воспитательного потенциала учебного заведения.

Задачи:

  1. Создание системности воспитательной деятельности на этапах планирования, реализации и подведении итогов.
  2. Развитие студенческого самоуправления.
  3. Освоение инновационных технологий воспитания в ходе подготовки и повышения квалификации педагогов, воспитателей, классных руководителей и других педагогических работников.

 Совершенствование воспитательного процесса:

 Цели и задачи:

  1. Создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности.
  2. Развитие здоровьесберегающего и социокультурного воспитательного пространства.
  3. Становление духовных идеалов молодежи, оказание ей помощи в самовоспитании, освоении социального опыта.
  4. Воспитание профессиональных и личностных качеств, творческой активности и ответственности.
  5. Расширение форм, приемов и методов воспитательной деятельности, обеспечение вариативности воспитательных систем.

Совершенствование воспитательного процесса включает всестороннее развитие личности через:

  1. Нравственное и художественно-эстетическое воспитание (социально-ценностное отношение к человеку); воспитание человечности, как гражданско-правовой и нравственной позиции, уважение прав и свобод личности, гуманности и порядочности; социально-ценностное отношение к культурным ценностям и достижениям: воспитание духовности, уважение национальной самобытности; личностно-ценностное отношение к себе, семье, детям, друзьям; нравственно-семейное воспитание — формирование понятий совести, чести, порядочности, здорового образа жизни.
  2. Гражданское и патриотическое воспитание. Развитие у студентов гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно при несении воинской службы, а также связанных с ней других видов государственной службы, высокой ответственности и дисциплинированности.
  3. Правовое воспитание. Знакомство с правами и обязанностями гражданина, как члена общества, студента колледжа и т.д., формирование уважения к закону, социальной активности.
  4. Экологическое воспитание и воспитание здорового образа жизни. Формирует понятие жизни, как высшей ценности человеческого существования, и признание права на жизнь каждого человека, бережливое отношение к любым проявлениям жизни, восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; обеспечивает создание вокруг себя здоровьесберегающего пространства.
  5. Трудовое и профессиональное воспитание. Формирует социально-ценностное отношение к профессии:

освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качественного труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности; формирует отношение к труду, к человеку труда, коллективу и участию в жизни коллектива.

По каждому направлению определяются цели, задачи и комплекс мероприятий по их реализации.

Научное и учебно-методическое обеспечение

воспитательной деятельности. 

Цели:

  1. Участие в исследованиях по важнейшим проблемам воспитания и распространение их результатов в педагогическом коллективе.
  2. Разработка учебно-методического сопровождения воспитательной системы, отдельных направлений воспитания.
  3. Развитие творческой активности преподавателей и студентов.

Задачи:

  1. Разработка и системное обновление перечня приоритетных направлений научных исследований в области воспитательной деятельности и их осуществление.
  2. Определение концептуальных подходов к воспитательной деятельности.
  3. Разработка программ, пособий, рекомендаций по различным направлениям воспитательной деятельности.
  4. Создание условий для апробации и научно-методической проработки инновационных моделей воспитательной деятельности.

Социальное партнерство в воспитательной деятельности.

Цель:

Расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности.

Задачи:

  1. Поддержка инициатив государственных и негосударственных организаций, общественных молодежных объединений в области воспитания молодежи.
  2. Распространение опыта и совместное проведение с субъектами социального партнерства мероприятий по различным направлениям воспитания.

Оценка эффективности и критерии реализации.

При оценке результатов состояния воспитательной работы в колледже учитываются следующие критерии:

— глубокое и прочное усвоение мировоззренческих знаний и умения применять эти знания, принципы и убеждения в повседневной учебной, научно-исследовательской, общественной и трудовой деятельности;

— показатели учебной и трудовой дисциплины студенческих групп;

— степень овладения специализацией, уровень организации практического использования студентов;

— степень участия студентов в научных исследованиях, научно-практических конференциях;

— результаты трудовой и социальной деятельности коллективов в студенческих отрядах, на производственной практике;

— уровень морально-психологической атмосферы в студенческих группах, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.

В практике организации воспитательной работы

показателями эффективности ее организации выступают: 

— уровень организации перспективного планирования: учет информации о результатах воспитательного процесса, оперативность педагогического коллектива в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

— степень информированности организаторов воспитательной работы о динамике изменения учебно-познавательной, профессиональной и общественно-политической характеристики будущих специалистов;

— организация обратной связи «выпускник-колледж»;

— степень участия в управлении учебно-воспитательным процессом органов студенческого управления;

— уровень участия в организации и совершенствовании воспитательной работы цикловых методических объединений.

Показателями эффективности

социального развития личности студента являются:

— соблюдение нравственных принципов, инициативное стремление к достижению общественно-значимого результата в профессиональной и гражданской деятельности;

— умение подходить к оценке общественных явлений с четких гуманистических и демократических позиций, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения;

— готовность в повседневной практике бороться с проявлением чуждой обществу психологией и моралью, обычаями и традициями, уничтожающими честь и достоинство человека;

— характер определения личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной стратегической жизненной программы, в соответствии с общественно-политическими и нравственными принципами, принятыми российским обществом, выбор конкретного идеала, жизненной цели, нравственных путей ее достижения;

— понимание сопричастности к созиданию нового российского общества;

— внутреннее осознание долга, система тех норм сознания, поведения, которые позволяют регулировать направленность деятельности в соответствии с избранной жизненной программой, принципами и интересами, стремление отдавать приоритет общественному содержанию в структуре внутреннего долга;

— ответственное отношение к своим обязанностям, как члена социума, своему призванию и назначению;

— раскрытие деловых качеств личности студента в единстве слова и дела, устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива на основе сотрудничества и взаимопомощи, способность к критике и самокритике;

— уровень самовосприятия, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением.