Муза блокадного Ленинграда Ольга Берггольц

27 января наша страна отметит радостную и очень печальную дату – снятие блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года немецкие и финские фашисты замкнут кольцо вокруг города, обрекая его жителей на голодную смерть. 27 января 1944 года блокада закончится благодаря мужеству, стойкости и силе духа советских людей.
Для первокурсников Кузнецкого колледжа электронных технологий Неделя памяти беспримерного подвига ленинградцев началась с разговора о Музе блокадного города – Ольге Берггольц. С рассказом о ней и ее стихах к ребятам пришла заведующая юношеской библиотекой Кузнецка Нина Шебаршова. У Нины Алексеевны – особое отношение к этой поэтессе: на одном из надгробных памятников защитникам Ленинграда выбита фамилия ее ближайшего родственника. Возможно, что в окопах он слушал радио.
Все 872 дня тяжелейшей блокады Ленинграда рядом с измученными горожанами был мягкий, искренний голос поэтессы Ольги Берггольц. Ее выступлений по радио ждали, не отходя от репродукторов, тысячи человек. Голос Берггольц давал им надежду, веру и силу жить:
«Внимание! Говорит Ленинград!
Слушай нас, родная страна.
У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…»
Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга — «обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности». Непривычно серьезная и собранная, она спросила Кетлинскую, чем может быть полезна. Та направила Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио.
Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость блокадного города. В Доме Радио она почти ежедневно вела передачи.
Она не просто была рядом с ленинградцами — она жила с ними одной жизнью, ходила по тем же улицам, также сидела на голодном пайке и от истощения была на грани смерти.
Поразительные выступления Берггольц имели такую силу, что немцы внесли ее в список лиц, которые должны быть немедленно расстреляны сразу после взятия Ленинграда.
«В истории ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых», — говорил о Берггольц другой ленинградец писатель Даниил Гранин.
Первокурсники, узнав историю О. Берггольц, пришли к выводу, что сила духа, вера в Победу, в то, что вся страна с ними, помогла лениградцам выстоять и победить.
Самоотверженность Ольги Берггольц опровергает древнюю мудрость: «Когда говорят пушки, музы молчат». Это не про нашу Родину.
Е. Данилова,
Н. Мыльникова